Увольнение за опоздание: когда можно избежать наказания?

Каждый работник, который работает по определенному графику, хотя бы раз в жизни опаздывал. Реакция руководителя на подобную «наглость» может быть различной. В одном случае он может не заметить такого поступка, а в другом – обязательно накажет лишением премии. В худших ситуациях может иметь место увольнение за опоздание. Но работник должен суметь себя защитить – это очень важно.

Опоздание на работу – это нарушение рабочего графика, границы которого обязательно прописываются в трудовом или коллективном договоре. В нормативных документах указываются правила внутреннего распорядка, с которыми вновь поступивший работник должен ознакомиться под роспись.

Если работодатель идет навстречу своим сотрудникам, то может быть организован гибкий график работы. Такой вид деятельности позволяет человеку приходить на рабочее место в любое удобное время, но не позднее 12 часов дня. Минимальное время работы остается обычным – 8 часов. Если работа осуществляется в таком режиме, то верить руководителю на слово не нужно – лучше закрепить договоренности в документах. В таких ситуация должно быть составлено дополнительное соглашение, где прописываются вышеописанные нюансы.

Опоздание никогда не приведет к последствиям для работника, если тот задержался по уважительной причине. Чаще всего опоздавшие работники объясняются банально, приводя в оправдание, к примеру, перебои с общественным транспортом. Но и в этом случае нужны доказательства. Если имели место перебои с работой метро, то соответствующую справку можно получить в метрополитене. Что касается наземного транспорта, то здесь добиться справки намного сложнее – необходимо отправляться в автопарк и разговаривать с его руководством. Что касается частых отпрашиваний в детский сад, на прием к врачу или, к примеру, в паспортный стол, то здесь законодательство бессильно. При возникновении конфликтной ситуации с работодателем он всегда сможет привлечь работника к дисциплинарной ответственности. И доказать что-либо будет крайне сложно.

Увольнение за опоздание или любое другое наказание возможно только при соблюдении определенной процедуры. Во-первых, работодатель должен потребовать письменное объяснение с работника. Во-вторых, с момента опоздания должно пройти не менее двух дней. Этого срока должно быть достаточно, чтобы сотрудник предоставил уважительную причину. Если же этого не произошло, то со стороны босса может быть вынесен выговор или на первый раз сделано предупреждение. В некоторых особо «острых» случаях возможно увольнение. Взыскание должно налагаться не ранее чем через месяц после проступка.

На практике увольнение работника за опоздание или прогул происходит только в случае многократных нарушений трудовой дисциплины. Для предъявления серьезных санкций работник уже должен иметь наказание (выговор или замечание). Если же работник не соглашается с решением руководства, то он всегда может подать в суд, в этом помогут юристы юридической компании «Янис Консалтинг». При защите пострадавшее лицо имеет полное право предоставить реальную причину своего проступка. При этом на суд возлагается задача оценки соразмерности наказания и тяжести поступка. К примеру, если работник выполняет рядовые обязанности, а его действия никому не навредили, то суд вряд ли разрешит увольнение за опоздание или другую провинность не произойдет – все ограничится выговором.

Опоздание более чем на четыре часа называется прогулом. Здесь уже работают другие правила, но здесь есть одна небольшая хитрость. К примеру, человек задержался на 4,5 часа. Он имеет полное право отработать в свой обеденный перерыв и таким образом уменьшить время прогула до 3,5 часов, а это уже совсем другая «статья». Следовательно, работодатель не сможет уволить сотрудника за прогул.

Некоторые работодатели способны самостоятельно подводить своих сотрудников под увольнение. К примеру, начальник разрешает прийти сотруднику намного позже утвержденного графиком начала рабочего дня, объясняя это отсутствием работы. Человек пользуется добротой шефа, приходит на работу, а его увольняют. Такие случаи случаются довольно часто.

Важно помнить, что у руководителя есть не только дисциплинарные, но и экономические «рычаги» воздействия на своего сотрудника. К примеру, в некоторых компаниях есть системы штрафов. Конечно, такая практика в большинстве случаев нелегальна. Из законных методов можно отметить урезание или полную невыплату премии за месяц, когда работник провинился. Только вот такие нюанса должны быть прописаны в коллективном договоре компании.

Ваш вопрос

  • Как составить международный договор поставки?

    Международное торговое соглашение, иначе называемое международным контрактом поставки — это акт, регулирующий правоотношения контрагентов - представителей разных стран.

  • Договор купли-продажи ВЭД

    Договор купли-продажи ВЭД - это базовый внешнеторговый документ, регулирующий правоотношения заказчика и продавца, которые являются резидентами разных стран.

  • Как составить международный договор перевозки?

    Международный транспортный договор — это соглашение между перевозчиком и заказчиком об оказании логистических услуг и дополнительном сервисе